Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской республики»
официальный сайт

История в зеркале памяти

(Воспоминания Б.А.Абрамова)

Говорить с иронией об истории нельзя. Но что поделать, когда из серьезного исторического отрезка времени память извлекает такие случаи из жизни, над которыми не грех посмеяться.  Такие мысли у меня возникли во время беседы в один из рождественских дней 2017года с коренным граховчанином Борисом Александровичем Абрамовым. Как-то я его попросил написать об улице Азина с.Грахово, где он родился и продолжает жить восьмидесятый год. Не позабыл, исполнил просьбу.

   На десяти печатных страницах воспоминаний он прошелся не только по своей улице, но и по Береговой. Перечислил всех – и ныне живущих, и давно ушедших из жизни, начав разговор о семье Петра Егоровича Сковородникова, умершего от ран, полученных в боях с фашистами в Калининской области в ноябре 1941 года, о его дочерях Елизавете и Любови, которые после долгих поисков все-таки нашли место захоронения отца.

      Дальше из воспоминаний Бориса Александровича я узнал о том, что когда-то по улице Азина жила семья Грахова Федора, дьякона Граховской церкви. Отчества этого человека он не помнит, но этот факт тем не менее важен. Среди примерно тридцати фамильных династий, названных автором, большинство составляют Граховы, Мурины, Абрамовы. Из Агишиных, Кашлевых, Гайнутдиновых, Ситниковых на улицах Азина и Береговой никого уже нет. Сегодня нет многих Граховых и Муриных: кто-то уехал, кто-то умер. Остановившись на семье Грахова Ивана Ивановича и Муриной Анны Васильевны, мы вместе установили, что у них было трое детей. Глава семьи долгое время работал завхозом Граховской средней школы. Его старшая дочь работала секретарем исполкома райсовета, была замужем за Аркадием Михайловичем Пономаревым, работавшим директором Граховского конного завода, зав. сельхозотделом газеты «Сельская новь» и председателем райпо, затем, живя в Ижевске, он возглавлял ветеранскую организацию бывших воинов ВМФ.

     На каждой из улиц с. Грахово жили, как правило, и такие люди, которых не просто знали, а любили, к их мнению прислушивались. На улице Азина такой личностью была Татьяна Егоровна Грахова. Её муж сам был хорошим кузнецом, этому ремеслу он научил  и свою жену, Татьяну Егоровну. Почитайте, что пишет Борис Александрович: « Егоровна была очень душевным и работящим человеком. Я  и сейчас в мыслях слышу стук молотка и металлический звон. Она мастерила буржуйки из кровельного железа и чинила старые ведра. Этим и жила. Под конец жизни занялась пчеловодством. В крестьянском хозяйстве она умела делать исключительно все. Кроме того, она отличалась нравственной чистотой и не терпела ветреных представителей своего пола. Она не любила девушек и женщин в коротких юбках и платьях с короткими рукавами. Осуждала праздных людей. Всю жизнь была в труде. И зимой, и летом спать ложилась поздно. Вставала очень рано! 

    У Николая Яковлевича и Татьяны Егоровны было трое детей. Иван (1920г.р). Служил в погранвойсках, был командиром заставы на южной границе СССР. Уволился из армии в звании подполковника. Был близким товарищем Героя Советского Союза П.И.Колпакова. Дочь Анна (1928г.р.) всю жизнь проработала в госбанке. Другая дочь – Нина жила и работала в Ижевске. Николай Яковлевич, конечно, был настоящим мастером своего дела, но сильно увлекался употреблением спиртных напитков, поэтому семья жила трудно. Татьяна Егоровна померла в 1978 году. С её уходом улица словно опустела, жалели Егоровну все.

       Дом Абрамова Митрофана Кузьмича на несолнечной стороне улицы Азина был крайним, хозяина, то есть моего деда, называли Митрофаном-Заворотним, – продолжает Борис Александрович, –  потому что там были полевые ворота. Прихожане Граховской церкви из Лебедевки перед тем как пройти в церковь, добравшись до Грахова босиком, останавливались у этих ворот и мыли ноги, мужчины обувались в сапоги, женщины в туфли, когда возвращались домой, обувь снимали и домой шли босиком. Дом деда сперва стоял вдоль дороги. Когда на этом же месте два дома построили его сыновья Матвей и Александр (это мой отец), то они уже стояли фасадом к противоположной стороне улицы. У моего дяди Матвея было пятеро детей. Алексей, 1920г.р., добровольцем ушел на фронт в 1941г., в том же году после первого боя пропал без вести. Дочь –  Валентина работала в аппарате райкома партии, в 1943 году выезжала на фронт с подарками для солдат; Ольга окончила педагогический институт и работала в Западной Украине, когда вышла замуж, переехала на Дальний Восток. Вячеслав уехал в Костромскую область в г.Нею и там живет.

      Дядя Матвей отличался аккуратностью во всем, потому отец часто меня посылал работать с ним , чтобы я перенял от него хорошие навыки. Когда заготавливали лес, он первым долгом считал приготовить рычаг, чтобы он был удобный и в то же время – ровный и красивый. Только потом приступал к заготовке древесины, складывал её на сани тоже аккуратно, старался, чтобы в возу не было пустот.

     Нас у отца с матерью было шестеро детей. Двое старших умерли в младенчестве. Так что росли вчетвером. Анатолий – 1930г.р., окончил Лубянский лесной техникум, после чего его направили в Карелию, служил в Армии в Мурманской области, затем работал первым секретарем Граховского  райкома комсомола, умер в 1966г., другой брат Александр, 1942г.р., после окончания ремесленного училища жил и работал в Ижевске, умер в 2008г. И остались мы вдвоем. Я (Борис), 1937г.р., окончил училище механизации в Можге, работал трактористом от МТС в колхозе имени Молотова, служил в авиации на Дальнем Востоке старшим электромехаником, там окончил дивизионную партшколу. После службы работал трактористом в совхозе «Граховский». Имею двух дочерей. Обе учителя. Старшая работает в Воткинске, младшая –  в Грахове. Супруга Анна Александровна была воспитательницей в Граховском детском комбинате.

    Сестра Лида, 1940г.р., окончила Елабужское медицинское училище, работала в Грахове, продолжает жить здесь же».

     Все, что написал Борис Александрович о жителях двух улиц – Азина и Береговая, будет храниться в Граховском краеведческом музее в папке «История с.Грахово». У этого автора своеобразный стиль изложения материала: с личными прямолинейными оценками поведения людей времен его военного и послевоенного детства. Встречаются строки со ссылками на отца – Александра Митрофановича и дядю Матвея Митрофановича. А что же в его писанине об истории есть смешное?

     Ну как ни улыбнуться над такими строчками?

     История первая.  А.Г. работал кладовщиком, был он человеком мягкого характера. Во время войны многие жили впроголодь, так как зерна на трудодень выдавали мало. Все, что выращивали на полях, отправляли государству. Потому он закрывал глаза на то, как женщины, работая на зерноскладе, ухитрялись хоть несколько горстей зерна спрятать в специально сшитых карманах своих юбок и приносить домой. А.Г. никогда наших матерей не предавал, да и сам он горсть-другую зерна клал в карман, за то его уважали.

   История вторая, переданная сыну отцом.

   Давным-давно на месте дома К. жил да был очень грубый мужик. Если ему подавали обед не по вкусу, он сбрасывал его со стола и требовал готовить заново. Звали его только по прозвищу, плохим словом, потому-что он был большим охальником.

     Раньше бытовал налог «Руга», который собирали зерном. Как-то раз за этим налогом к тому хозяину на лошади подъехала сборщица этого налога. Мужики тогда ходили в домотканой длинной рубахе и фартуке. Задрав фартук, а вместе с ним и рубаху, он насыпал «Ругу» туда и встал перед нею, как в чем мать родила. Та увидела такую картину – заплевалась, раскричалась, отправилась восвояси и пожаловалась на мужика своему начальнику. Тот пригласил его и стал стыдить. Мужик ему «Видишь ли, начальник, мешков у меня нет. Скажи, что мне оставалось делать?» –  ответил так и пошел домой.

    Или другой случай. Пришел тот мужик в церковь. Занял место рядом со своим соседом, который молился и повторял много раз: «Дай, Боже, мне! Дай, Боже, мне! Дай, Боже, мне!» Не выдержал мужик и говорит соседу: «Что ты заладил – все тебе да тебе. А когда будет мне?»

    Много ещё других историй помнит Борис Александрович – таких же, может нелицеприятных, ну и получше тоже, оставленных ему отцом. «Все это было, – подтвердил правдивость этих историй своему племяннику Матвей Митрофанович Абрамов – родной брат отца автора воспоминаний о людях, составлявших славу села Грахово. «Семья не без урода», – гласит поговорка на всех языках мира. Такие тоже были… Один глава семьи не хотел воевать и говорил: «Штык в землю –  и все…» Как только взяли на фронт, он оказался в плену и войну провел в хозяйстве немецкого фермера. Все другие мужчины обеих улиц были верны присяге. Кто-то погиб, многие вернулись, среди них, в дополнение к написанному Борисом Александровичем с гордостью можно назвать участника трех войн Грахова Ивана Ивановича, фронтовика Дворова Мамонта Ивановича, участницу Великой Отечественной летчицу Мурину Клавдию Алексеевну.

     Не могу считать историю улиц Азина и Береговая законченной – в ней ещё так много белых пятен… В этих строчках содержится всего лишь начало истории. Спасибо Борису Александровичу.

М.М.Козлов.

Назад к списку