Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской республики»
официальный сайт

Рядовой Чеченской войны

Мое знакомство с участником Первой Чеченской войны (1994-1996г.г.) Павлом Ивановым из деревни Котловка состоялось благодаря его супруге Екатерине, устроившейся на работу в районном краеведческом музее летом 2013 года научной сотрудницей. Поэтому сначала коротко о ней. При первой же встрече она понравилась работникам музея своей открытостью и оптимизмом. По её откровенному признанию, все мы ей тоже понравились и работа ей пришлась по душе. Оказывается, Екатерина всю жизнь мечтала о занятии, связанном с исследованиями и творчеством. Конечно, это – счастье, если человек чувствует себя на своем месте, когда это признают и товарищи по работе.

    Первоначально на работе у своей супруги Павел появлялся редко. Да и не мог он часто бывать здесь по той причине, что неделями работал на валке леса в Кизнерском, Алнашском, Можгинском районах и за пределами Удмуртской Республики. Полтора года на работе чаще он был один на один с лесом и днем и ночью. Никого и ничего не боялся. Однажды на «хобот» лесорубочного агрегата упало спиленное массивное дерево, наглухо завалив кабину оператора. Был редкий случай – в тот день рядом оказался сменщик. Он и вызволил пленника. Выходит, Павел в рубашке родился.

    Когда оставался в одиночестве, в памяти всплывали воспоминания о солдатской службе, командировках в Чеченскую Республику и тревожно становилось на душе. В такие минуты он успокаивал себя, думая о том, что у него есть хорошая жена, которая думает о нем и ждет его. Вот это счастье выводит его из воспоминаний о войне, где земля и небо время от времени трещали и грохотали выстрелами и взрывами.

      После лесных дел он ещё работал автоводителем в службе приставов. Потом решил найти работу поденежнее и солиднее, ушел оттуда. Теперь работает на одном из производств Елабужской свободной экономической зоны. Зарплата там поболее.

    На днях без всякого предупреждения напросился к Павлу с Екатериной в гости, чтобы посмотреть, как обустроились наши Ивановы. Все хорошо у них. О таких людях говорят: у них руки из нужного места приросли. Правда, с улицы видно, что работы ещё непочатый край. Там, уже на улице, подумалось мне: Грозный отстроен уже заново. Заинтересовался ли кто-нибудь, что стало со вчерашним воином Ивановым. Павел, конечно, ни к кому не обращался, так же, наверное, как и другой «чеченец», он же и «афганец», Балобанов Михаил Васильевич, бывший работник РОВД, о котором в музее материал тоже накапливаем.

    Восхищаюсь такими людьми, как Павел. Наверное, слышал он и знал о том, что в музее время от времени собираются вчерашние воины, а его среди них ещё не бывало. Екатерине стало обидно за своего мужа, захотелось ей, чтобы и о нем узнали. Он же в течение пяти месяцев в 1995-м прослужил в Чечне под обстрелом боевиков. Однажды получил контузию, оглох. Но все, слава богу, прошло. Вторая командировка из воинской части в эту охваченную огнем республику длилась с февраля до 22 сентября 1996 года. И проходила она в землянке и окопах – в холоде, в жаре, в пыли и сырости. Это уже в предгорьях. Павел был в числе 300 российских воинов, защищавших целостность России.

     Екатерина рассказала мне о том, что во второй командировке был у мужа и группы ребят продолжительный период без провизии. Кашу варили на воде. Отстреливали бездомных собак на мясо, в котором быстро заводились белые червяки, так как не было соли. Но жарили на костре, такое мясо и ели.

    Решив проверить, действительно ли так было, может, не так поняла Екатерина, спрашиваю у Павла: «Это правда? ». В ответ он улыбается и говорит: «Мясо было вкусное». Но ведь это четвероногое животное – лучший друг человека. Конечно, было жалко…

    У Павла с Екатериной все получается как-то необычно. В армию его призвали в день рождения. Мать с отцом даже не успели поздравить его с 18-летием и угостить как положено. Переживали, думали: только бы на войну не отправили, сын-то единственный в семье.

     Отец солдата Владимир Леонидович работал шофером в райпо, затем на фуре сутками перевозил автомобили. Так что Лидии Николаевне пришлось сильно поволноваться за обоих мужчин. Теперь муж на инвалидности. Считай, все тяготы перешли на её плечи. Правда, Екатерина с Павлом не забывают родителей. Когда Павел на работе, чуть что – Екатерина на своем автомобиле летит в Котловку, где по-прежнему проживают свекровь со свекром и мать Надежда Анатольевна, которая на пенсии, но, занимается очень серьезным делом – взяла под свою опеку больную девочку, ухаживает за ней. Душевная она женщина. Не всякий на такой поступок способен.

 

   Из армии Павел демобилизовался по Указу Президента России от 17 августа 1996 года, домой вернулся 22 сентября. Прослужил рядовым, перед демобилизацией присвоили звание ефрейтора.

    Я беседовал с Павлом. Не скрывая негативных моментов, он откровенно поделился о своих отроческих годах, когда он мог и похулиганить, как понял, по этой причине на 2-м курсе покинул учебу в Асановском техникуме. Но армия, семья и школа сделали из него настоящего мужчину. Там, на службе, он понял, что такое патриотизм. Павел не стесняется называть себя патриотом Отчизны. Однако на показ выставлять свои заслуги он не желает. Считает, что служил, как большинство мужчин. Мне же кажется, этот русский воин, родившийся в п. Привольном Светлоярского района Волгоградской области, воспитанный в деревне Котловка, случись участвовать ему, как его земляку, герою Терентию Ивановичу Мохначеву, в Великой Отечественной войне, он бы пополнил ряды Уральско-Сибирских дивизий, где каждый солдат мог воевать за десятерых.

 

    Подпись к фотографии: Солдаты непонятной войны, слева первый – Павел Иванов. 1995г.

Назад к списку