state
Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Вернуться к обычному виду

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

С 2014 года порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах кардинально изменится. До сих пор государство помогало собственникам квартир в МКД с ремонтом. Специально для этих целей была создана госкорпарация – Фонд содействия реформированию ЖКХ. Государство и субъекты РФ на начальном этапе обеспечивали до 95 процентов стоимости работ по капитальному ремонту, а с 2013 года до 85%. Свою долю, не менее 5% (с 2013 года не менее 15%), вносили собственники, решившие на собрании жильцов, что такой ремонт дому необходим. Этих средств, как признавали власти, не хватало. Тем более лимит предоставления финансовой поддержки для проведения капитального ремонта МКД на предстоящие 3 года из Фонда содействия реформированию ЖКХ для Удмуртии, как и для большинства регионов страны, остался совсем незначительный. Фактически при реализации Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» основной упор делается на переселение граждан из аварийного жилья. А потребность же в капитальном ремонте очень большая. По оценкам специалистов сегодня в республике требует капитального ремонта примерно 13-14 млн. кв. метров жилья. Это около 70 процентов всего жилого фонда. Новая система предлагает найти недостающие средства у владельцев квартир, обязав их ежемесячно вносить плату за капитальный ремонт. Жилищный кодекс уже в 2005 году провозгласил, что капитальный ремонт должен оплачивать собственник дома. Но до сегодняшнего дня многие собственники не приняли никаких решений о том, когда они намерены провести капитальный ремонт своего дома. Ждать момента, когда дом потребует безотлагательного капитального ремонта, лучше с одновременным накоплением средств на его ремонт.

Какие способы накопления средств на капитальный ремонт предлагает новый закон?

Новый раздел Жилищного кодекса, а также Закон Удмуртской Республики от 22 октября 2013 года №64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» предложили два варианта финансирования капремонта.

Первый - через региональный фонд, которым руководит региональный оператор — специализированная некоммерческая организация, создаваемая от имени Удмуртской Республики Правительством Удмуртской Республики. Суть первого варианта: вводится обязательный взнос, люди платят региональному оператору, средства аккумулируются на счете оператора (котловой метод) и затем распределяются по домам согласно принятой региональной программе капитального ремонта. При этом оператор четко знает, сколько денег собрано по каждому дому и обеспечивает их строгий учет. Оператор выступает заказчиком капитального ремонта, финансирует и контролирует выполнение работ, а также несет ответственность за качество их выполнения.

Второй вариант предполагает создание фонда ремонта дома, состоящая из взносов собственников и формируется на банковском спецсчете. Особенность такого счета в том, что его номинальным владельцем может быть товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, но не управляющая компания. ТСЖ или ЖСК во втором варианте будет выступать заказчиком при проведении ремонта, давать распоряжение банку об использовании средств. Собственники вправе принять решение и определить регионального оператора в качестве номинального владельца специального счета дома, при этом последний не имеет права им отказать.

Притом и при первом, и при втором вариантах деньги как со спецсчета, так и со счета регионального оператора, могут расходоваться только на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта многоквартирного дома. Это четко прописано в законодательстве. С утверждением региональной программы капитального ремонта не позднее 1 января 2014 года, в течении 2 месяцев после ее опубликования собственники должны принять решение о способе накопления средств. Если собственники будут пассивны, если не самоорганизуются и не примут никаких решений, эта работа возлагается на органы местного самоуправления, но тут выбор один- собственники будут однозначно платить на счет регионального оператора. Капитальный ремонт в их доме все равно будет проведен.

Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, который финансируется за счет средств фонда капитального ремонта перечислен в статье 7 Закона (Имеется в ввиду Закон Удмуртской Республики от 22.10.2013 №64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Удмуртской Республики») В перечень включены такие виды работ (услуг) как ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, утепление и ремонт фасада, установка коллективных приборов учета потребления коммунальных услуг, ремонт фундамента МКД и т. д.

Законом предусмотрена государственная поддержка капитального ремонта, которая предоставляется на абсолютно равных основаниях по обеим вариантам — и с региональным оператором, и в случае если собственники дома копят на спецсчете дома. Единственный нюанс: по закону регион (Удмуртская Республика) несет субсидиарную ответственность по обязательствам регионального оператора. То есть если, к примеру, у какого-то дома по программе подошла очередь на проведение ремонта, а накопленных средств недостаточно, дом имеет право потребовать от оператора профинансировать ремонт в полном объеме. Это еще один плюс в пользу того, чтобы доверить свои деньги региональному оператору. Порядок и условия предоставления господдержки капитального ремонта устанавливается Правительством Удмуртской Республики. Указанная господдержка должна составлять не менее 10% от общего планового объема взносов на капремонт в Удмуртской Республике на соответствующий год.

Каким будет ежемесячный взнос на капитальный ремонт?

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации дифференцированно в зависимости от типа этажности МКД. Минимальный размер взноса на капремонт на очередной год устанавливается ежегодно в срок до 1 июня в расчете на 1 кв. метр общей площади помещения в МКД, принадлежащего собственнику такого помещения. Но, например федеральный стандарт по стоимости капитального ремонта по Удмуртской Республике составляет  6,3 рублей за 1 кв. метр. При этом собственники на общем собрании смогут самостоятельно установить размер взносов, превышающий минимальный установленный размер.

Региональная программа капитального ремонта формируется в разрезе городских округов и муниципальных районов на срок необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, но не менее 20 лет и утверждается Правительством УР. Региональная программа формируется исходя из принципа однократного оказания (выполнения) каждого из указанных в ст.7 Закона вида услуг и работ. Повторно многоквартирный дом может быть включен в Региональную программу капремонта по конкретному виду услуг только после оказания соответствующего вида услуг во всех МКД, включенных в программу. Критериями для определения очередности проведения капитального ремонта в МКД являются:

1) Продолжительность эксплуатации объектов общего имущества МКД после ввода их в эксплуатацию;

2) Проведение последнего капремонта по тому или иному виду работ, включенных в перечень работ капитального ремонта;

3) Физический износ конструктивных элементов МКД, определенный по результатам обследований строительных и инженерных конструкций МКД.

Порядок применения критериев устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

Законом предусмотрено проведение капитального ремонта в первоочередном порядке:

1) В многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой ремонт не проведен на дату утверждения региональной программы;

2) Многоквартирных домов, капитальный ремонт которых требуется в порядке установления необходимости его проведения, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Законом прописаны функции регионального оператора (ст.11), порядок предоставления сведений владельцем спецсчета и региональным оператором (ст.13) и порядок контроля за формированием и использованием фонда капитального ремонта.