Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской республики»
официальный сайт

Генеральная схема

«Затча» муниципал кылдытэтлэн администрациез

Администрация муниципального образования «Староятчинское»

                                                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От   08 мая    2018 года                                                                           № 15

д.Старые Ятчи

Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования «Староятчинское»

          В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства», от 30.03.1999 года №52ФЗ «О санитарно-эпедемиологическом благополучии населения», от10.01.2002 г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании протеста Прокурора от 24.04.2018 года, Администрация муниципального образования «Староятчинское» ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемую Генеральную схему санитарной очистки территории муниципального образования «Староятчинское» в новой редакции.

2. Признать утратившими силу Постановление Администрации муниципального образование «Староятчинское» от 11.05.2017 года № 13 «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования «Староятчинское»

3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации муниципального образования «Граховский район», раздел «Район», подраздел «Сельские поселения».

4.Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава муниципального

образования «Староятчинское»                                                        А.А. Балобанова

                       

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель территориального отдела

Управления Роспотребнадзора по Удмуртской

Республике в городе Можге

__________ В.В. Скобкарев

                                              

Утверждено

Постановлением Администрации

муниципального образования «Староятчинское»

в новой редакции от 08 мая 2018 года № 15

                                                                                                                  

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА

санитарной очистки территории

муниципального образования «Староятчинское»

Граховского района Удмуртской Республики

1.ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ     МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАРОЯТЧИНСКОЕ»

              Очистка и уборка территорий современных населенных пунктов должна развиваться на основе прогнозируемых решений. Генеральная схема является программным документом, который определяет направление развития данной сферы деятельности на территории муниципального образования «Староятчинское» (далее - сельское поселение), дает объективную оценку и возможность принятия руководителями органов местного самоуправления сельского поселения и руководителями специализированных, в данной сфере предприятий всех форм собственности, правильных решений в сфере санитарной очистки и обращения с отходами на подведомственных территориях.

Санитарная очистка населенных пунктов – одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих охране здоровья населения и окружающей природной среды, включает в себя комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию и переработке коммунальных отходов, а также уборке территорий населенных пунктов.

Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам санитарной очистки, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, целесообразность проектирования, строительства или реконструкции объектов системы санитарной очистки, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение основных средств.

Генеральная схема является одним из инструментов реализации Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Генеральная схема разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстроя России № 152 от 21.08.2003 г. и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест».

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной постановлением Администрации МО «Cтароятчинское».

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

По данной теме существуют следующие основные понятия и термины:

Бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.

Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Вторичные материальные ресурсы (вторсырье) – отходы потребления, которые используются вместо первичного сырья для производства продукции, выполнения работ или получения энергии.

Генеральная схема очистки территории муниципального образования – муниципальный нормативный правовой акт, определяющий и обеспечивающий организацию рациональной системы сбора, регулярного удаления, размещения, а также методов сбора, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки территорий населенных пунктов, целесообразность строительства, реконструкции или рекультивации объектов размещения или переработки отходов.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование отходов – применение отходов для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Коммунальные отходы – отходы от домовладений, включая ЖБО и КГО, отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, учреждениях здравоохранения, других муниципальных учреждениях и других объектах инфраструктуры.

Несанкционированные свалки отходов – территория для размещения промышленных и бытовых отходов, эксплуатируемая без согласования с исполнительной властью, эксплуатируемая с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Отходы – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Переработка отходов – деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.

Полигон захоронения отходов – комплекс природоохранных сооружений, предназначенных для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения ТБО, предотвращающий попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных организмов.

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов. Сбор отходов – любая операция, являющаяся подготовительной к транспортировке или размещению отходов.

Свалка – местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

Свойства отходов – качественная определенность отходов рассматриваемого вида, соответствующая данному промежутку времени и проявляющаяся как способность этих отходов к известной смене состояний или пребыванию в известном состоянии за этот промежуток времени.

Сортировка отходов – разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.

Твердые и жидкие бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, бытовая техника, товары и продукция, утратившие свои потребительские свойства, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Утилизация отходов – деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Генеральная схема очистки территории муниципального образования

Генеральная схема

Твердые бытовые отходы

ТБО

Крупногабаритные отходы

КГО

Пескосоляная смесь

ПСС

Предельно допустимая концентрация

ПДК

     2. Краткая характеристика муниципального образования «Староятчинское

2.1. Основные сведения о территории

         Муниципальное образование «Староятчинское»   расположено в юго-                                                  западной части Граховского района Удмуртской Республики, граничит на северо-западе с Кизнерским районом, на юго –востоке с Республикой Татарстан.

Центром поселения является д.Старые Ятчи, находящееся в 30 километрах от районного центра села Грахово, в 174 километрах от Республики – города Ижевска.

     Общая площадь территории сельского поселения 17405,5 га, в том числе :

№ п/п

   земельные участки

площадь (га)

1

МО «Староятчинское»

354,26

2

Земли сельхозназначения

7180,73

3

КФХ :                             коопхоз «Мир»

93,34

4

                                         Иванов А.В.

104,76

5

Дороги: (Шарберды до автодороги Кизнер-Грахово)

21,41

6

Водный фонд: (р.Умяк).

84,00

7

Лесной фонд (Умякское лесничество)

9567,00

итого

17405,50

Территория Поселения включает в себя 5 сельских населенных пунктов:

Русский Куюк, Селянур , Поршур , Старые Ятчи, Шарберды - проживают компактно три национальности :удмурты, русские, кряшены.

На начало 2017 года в поселении постоянно проживает 548 человек. Водный транспорт в границах поселения не развит. Основной рекой поселения является Умяк. Реки поселения не судоходны.

Основной экономической специализацией поселения является сельское хозяйство.
В растениеводстве преобладает выращивание картофеля и овощей открытого грунта, кормовых культур, основное направление в животноводстве – молочно-мясное скотоводство, производство молока и мяса (КРС).

На территории поселения предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции отсутствуют.

С экологической точки зрения поселение достаточно благоприятно для проживания.

Одним из важнейших факторов социально–экономического развития любого территориального образования является его демографический потенциал, т.е. количество и качество людских ресурсов, определяющих возможности использования всех компонентов потенциала развития территории. Состояние демографических процессов на конкретной территории принято связывать с понятием демографической ситуации, которая представляет собой соотношение величин рождаемости, смертности и миграционной подвижности и тенденции их изменения, создающие в данное время определенную половозрастную структуру населения, определенную динамику его численности и условия его дальнейшего воспроизводства. Дальнейший потенциал развития поселения напрямую зависит от половозрастного состава, проживающего в нем населения.

    Большую часть населения составляют люди среднего возраста (317 человек) и пенсионеры (180 человек).

Население трудоспособного возраста (молодежь и люди среднего возраста) составляют около 55% от общего числа жителей Поселения.

В общем количестве населения Поселения численность мужского населения в 1,1 раза большее женского (282 мужчины против 266 женщин).

Численность жителей населенных пунктов Поселения представлена в таблице 1.

                            Таблица 1. Численность жителей населенных пунктов Поселения


Наименование сельского
населенного пункта

Численность населения по состоянию на

01.01.2011 г.

Численность населения
(по данным администрации СП на

01.01.2018 г.)

Численность населения            в летний период

(по данным администрации СП)

Сезонный миграционный прирост населения, чел.

1

Русский Куюк

23

18

21

3

2

Селянур

146

120

124

4

3

Поршур

169

128

133

5

4

Старые Ятчи

328

259

268

9

5

Шарберды

27

23

29

6

ИТОГО:

693

548

575

27


Для развития Поселения, помимо создания рабочих мест и повышения заработной платы, важнейшей задачей является повышение его социальной привлекательности, создание благоприятных условий для жизни людей – т.е. создание социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура Поселения представляет собой совокупность образовательных и медицинских учреждений, объектов бытового обслуживания, торговли, культуры и отдыха, спортивные сооружения и сооружения культа.

Перечень объектов социальной инфраструктуры Поселения представлен в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика объектов социальной инфраструктуры Поселения

п.п.

Название населенного пункта

Объекты образования

Объекты медицинского обслуживания

Объекты торговли

Объекты культуры и отдыха

Прочие объекты

Спортивные объекты

Объекты культа

БОЛЬНИЦА

ФАП

Магазины,     торговые палатки

Автолавки

ДК

Библиотеки

1

Русский Куюк

-

-

-

-

1

-

-

-

-

2

Селянур

-

-

-

1

-

1

-

почта

1

(кладбище)

3

Поршур

-

-

1

1

-

1

-

1

-

4

Старые Ятчи

ДС,

ООШ

-

1

2

-

1

1

почта

1

-

5

Шарберды

-

-

-

-

1

-

-

-

-

ООШ - основная общеобразовательная школа;

ФАП – фельдшерско-акушерский пункт;

ДС – детский сад;

ДК – дом культуры;

Устойчивое социально-экономическое развитие Поселения предполагает:

-существенный прогресс в развитии основных секторов экономики, создание новых рабочих мест;

-новое жилищное строительство, в том числе строительство служебного жилья;

-организацию современных инженерных систем и улучшение транспортного обслуживания;

-бережное использование природных ресурсов;

-создание среды благоприятной для жизни и отдыха населения;

-формирование репутации Поселения как части Граховского района экологически привлекательной, комфортной для проживания и открытой для инвестиций

Цели устойчивого социально-экономического развития Поселения:

1) повышение уровня жизни населения;

2) сохранение и приумножение природных ресурсов для будущих поколений.

2.2. Природные условия и ресурсы

Климат

Климат муниципального образования «Староятчинское» умеренно-континентальный, с умеренно холодной зимой, теплым летом, выраженными переходными временами года – весной и осенью.

Климат территории формируется под воздействием циклонов с запада (Атлантика) и севера (Арктика) и антициклонов с востока (Сибирь) и запада. Летом нередко вторгается тропический континентальный воздух из южных широт, принося жару и засуху. В редких случаях на погоду оказывают влияние северо-западные циклоны (Скандинавия) и еще реже южные и юго-западные (Черноморье), в холодное время года они приносят резкое потепление, обильные снегопады и метели.

По данным климатического районирования на территории Граховского района абсолютный максимум температуры составляет +38 ºС, абсолютный минимум -48 ºС. Самый холодный месяц – январь, самый теплый – июль. Средне-месячная температура января -14,2 ºС, июля +18,3 ºС. Первые заморозки наступают в середине сентября, последние – в конце мая. Образование гололеда возможно с октября по апрель.

Среднегодовая скорость ветра 3,6 м/с. В течение года преобладают южные и юго-западные направления ветров.

Климатические условия в достаточной мере благоприятны для жизнедеятельности человека, трудовой деятельности, отдыха и туризма.

Негативные погодные явления. В теплый период нередки ливни с грозами. Ливни и талые воды способствуют развитию эрозионных процессов, особенно на открытых незалесенных пространствах. В результате чередования прохождения циклонов и антициклонов и наличия открытых пространств могут возникать сильные ветры (со скоростью более 15 м/с), бывают ураганы. В зимний период территория подвержена гололедно-изморозевым явлениям, возникновению метелей.

Водные ресурсы

Самой крупной рекой является река Умяк, протекающая по юго- восточной части поселения и впадающая в реку Вятка. На территории много мелких речек, родников и искусственных водоемов.

Реки, протекающие по территории муниципального образования небольшие, не судоходны, используются для хозяйственного водоснабжения, орошения и любительского рыболовства, а также в рекреационных целях. По преобладающим ионам вода характеризуется как гидрокарбонатно-кальциево-магниевая со средней общей минерализацией.

Рельеф

         Характер рельефа – слабо расчлененная равнина. Общая картина определяется деятельностью временных водотоков. Минимальные отметки приурочены к поймам и надпойменным террасам рек. Возвышенности осложнены рядами небольших оврагов, прослеживаемых на местности в виде неглубоких лощин с пологими берегами. Днища их

сильно обводнены, а на отдельных участках заболочены. В периоды снеготаяния и обильных дождей эти лощины служат местом стока поверхностных вод. К наиболее неустойчивым природным комплексам относятся пойменные ландшафты и эрозионно-опасные приречные склоны.

       На территории МО «Староятчинское» распространены дерново-средне и слабоподзолистые почвы, серые лесные оподзоленные, дерново-карбонатные почвы. По механическому составу — средние и тяжелые суглинки.

      Коренным типом растительности являются леса. Лесообразующими породами являются ель, пихта, сосна, береза, осина, липа. Массовой заготовки древесины не ведется, так как ресурсы ограничены. В избыточно-увлажненных местах и по берегам рек и ручьев произрастает ольха, осина, ива, черемуха. В подлеске можно встретить малину, рябину, смородину. Травянистый покров в лесах развит слабо, произрастают хвощи, папоротники, осоки. Опушки леса и поляны заняты злаково-бобовым разнотравьем.

          Небольшие лесные массивы около населенных пунктов выполняют водоохранную, санитарно-гигиеническую и оздоровительную функцию, а так же используются местным населением для рекреационных целей, сбора грибов и ягод.

 

    Генеральная схема очистки территории муниципального образования «Староятчинское»

               Выделяются следующие этапы обращения с отходами:

- образование (жилые и административные здания, школа, детский сад, магазины, ДК, и т.д.);

- сбор (транспортировка отходов к местам накопления отходов на полигон Граховского района);

- использование (фактически, в поселении производится использование многих видов образующихся отходов, для собственных нужд, например, пищевые отходы для корма домашних животных; ботва, сухие листья и ветки для компостирования, отходы бумаги и древесины для растопки печей и т.д.);

                 Необходимыми мерами по улучшению санитарного состояния сельского поселения будут являться:

- разработка, утверждение и реализация генеральной схемы санитарной очистки поселения;

- ликвидация несанкционированных свалок;

                 Сбор твердых бытовых отходов, образующихся от уборки жилых помещений и административных зданий и объектов социальной сферы (клубные учреждения, магазины и т.д.) должны производиться в типовые контейнеры, размещенные на оборудованных контейнерных площадках или в местах временного складирования твердых бытовых отходов, утвержденных администрацией сельского поселения.

                

3. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАРОЯТЧИНСКОЕ»

Анализ состояния систем утилизации ТБО показал, что Поселение испытывает большие трудности по организации сбора и вывоза мусора. Это касается и жилых зон индустриальных населенных пунктов, и прибрежных территорий и мест массового отдыха неорганизованных туристов и таких же неорганизованных местных жителей. Следствием отсутствия внятной программы сбора и утилизации ТБО являются повсеместно существующие несанкционированные свалки.

На территории Граховского района санкционированная   свалка отсутствует. Все полигоны ТБО расположены вне границ Поселения.

Обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального образования «Староятчинское».

         На территории МО действует Положение об организации благоустройств озеленения территории муниципального образования «Староятчинское», утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования от 21.08.2015 № 1/102, которые устанавливает порядок содержания и организации уборки территорий поселения, включая прилегающие к границам зданий, строений, сооружений и ограждений. Все юридические и физические лица, в т. ч. и индивидуальные предприниматели, расположенные или осуществляющие свою деятельность на территории МО «Староятчинское», независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должностные лица и граждане обязаны выполнять определенные требования.

        Территория МО закреплена за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и физическими лицами для регулярной или периодической уборки и  контроля за соблюдением чистоты и порядка.

Система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (хозяйственно – бытовых), в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких - из зданий, не оборудованных системой канализации; уличного мусора и других бытовых отходов.

Зимняя уборка улиц, тротуаров и дорог заключается в своевременном удалении свежевыпавшего, а также уплотненного снега и наледи.

Летняя уборка включает сбор мусора на дорогах и улицах, в местах общественного пользования, в местах массового скопления людей, на газонах, поливку газонов. Периодичность выполнения основных операций по уборке устанавливается администрацией муниципального образования в зависимости от значимости (категорий) улиц.

          Зимняя уборка улиц, тротуаров и дорог заключается в своевременном удалении свежевыпавшего, а также уплотненного снега и наледи.

Летняя уборка включает сбор мусора на дорогах и улицах, в местах общественного пользования, в местах массового скопления людей, на газонах, поливку газонов. Периодичность выполнения основных операций по уборке устанавливается администрацией муниципального образования в зависимости от значимости (категорий) улиц.

           На всех улицах и остановках общественного транспорта, у магазинов и других местах общего пользования юридическими лицами и гражданами, в ведении которых находятся указанные территории (здания), должны быть выставлены урны в соответствии с санитарными нормами Санитарные правила и нормы СанПиН 42–128–4690–88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988г. N 4690–88), очистка урн должна производиться ежедневно по мере их наполнения. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов в МО «Староятчинское» может осуществлять любая организация, имеющая разрешение на данный вид деятельности, но в настоящее время данную услугу оказывает МУП «Жилкоммунсервис» Граховского района УР (договор № О-48/2017 от 01.04.2017 года).                                 

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов организаций и предприятий

        Юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории МО «Староятчинское», обязаны организовывать и проводить мероприятия по сбору, вывозу и утилизации мусора и твердых бытовых отходов на закрепленных за ними территориях.

      Территория предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов - часть территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре, переданная (закрепленная) целевым назначением за юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных законодательством. Прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам здания или сооружения, ограждению, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся на балансе, в собственности, владении, аренде у юридических или физических лиц, в т. ч. и у индивидуальных предпринимателей.

        За отдельными предприятиями и организациями в ряде случаев могут быть закреплены для уборки и содержания территории, не находящиеся в непосредственной близости от этих предприятий и организаций, но имеющие связь с их производственной, хозяйственной или иной деятельностью.

      Для обеспечения сбора и вывоза твердых бытовых отходов организации, предприятия и индивидуальные предприниматели заключают с эксплуатирующими организациями договор на уборку прилегающих территорий (либо убирают прилегающую территорию самостоятельно), договор на складирование твердых бытовых отходов и договор на вывоз твердых отходов, который заключается со специализированной организацией.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов населения, проживающего в частных домовладениях

      Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы объектов индивидуального жилого сектора обязаны:

- содержать в чистоте свои участки, палисадники, придомовые территории на расстоянии 5 метров по всему периметру земельного участка, выезды на проезжую часть дороги;

- своевременно удалять отходы, содержимое выгребных ям, грязь и снег своими силами и средствами или силами эксплуатирующих организаций по уборке города на договорной основе;

- не допускать сжигания, захоронения в земле и выбрасывания на улицу (включая водоотводящие лотки, канавы, закрытые сети и колодцы хозфекальной канализации) отходов (в том числе упаковочных материалов, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, металлических банок, стекла, строительного мусора, рубероида, садово-огородной гнили), трупов животных, пищевых отбросов и фекальных нечистот;

- после проведения месячника по благоустройству обеспечить в трехдневный срок вывоз за свой счет всего дворового мусора на  свалку (полигон по захоронению твердых бытовых отходов);

- предъявлять для осмотра представителям органам санитарно-эпидемиологического, земельного и экологического контроля дворовые объекты санитарной очистки (выгребные ямы, индивидуальные контейнеры и помещения для сбора мусора, компостные ямы и кучи, лотки, сети ливневой и хозбытовой канализации, объекты локального отопления).

   Эксплуатирующие организации по уборке и санитарной очистке обязаны:

- предоставлять в соответствии с договором по установленному графику услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на свалку и содержимого выгребных ям на очистные сооружения;

- регулярно не реже одного раза в год на договорных условиях производить очистку водоотводящих канав и лотков от грязи и мусора и вывоз осадка для обезвреживания на полигоны твердых бытовых отходов;

- вывозить по заявкам и за счет владельцев крупногабаритные отходы (включая ветви и стволы деревьев) к местам захоронения или утилизации по мере их накопления во дворах;

- осуществлять контроль за своевременной санитарной очисткой в частном жилом секторе и оплатой жильцами в установленные сроки услуг по санитарной очистке (вывозу отходов и др.);

- оказывать жильцам по их заявке помощь в рамках договорных отношений в организации и проведении работ по санитарной очистке придомовых территорий и прилегающих участков проезжей части улиц (включая очистку и ремонт водоотводящих каналов, лотков, сетей);

- оповещать жильцов о сроках проведения месячников по благоустройству, времени и порядке сбора и вывоза крупногабаритных отходов.

- На территории сельского поселения периодически образуются несанкционированные свалки, которые подлежат ликвидации в установленном действующим законодательством порядке.

     Мероприятия по развитию системы сбора и утилизации ТБО в Поселении:

- проведение мероприятий по усовершенствованию санкционированных полигонов твердых бытовых отходов (оканавливание, укрепление грунтов, вывешивание аншлагов);

- обустройство мест для приема ТБО у населения, установка на территории населенных пунктов контейнеров для сбора мусора, организация мобильного вывоза мусора непосредственно от частных домов;

- установка контейнеров для сбора ТБО в местах массового отдыха граждан;

- организация обслуживания мест сбора ТБО;

- своевременный вывоз мусора с территории жилой застройки;

- регулярное проведение работ по удалению несанкционированных свалок;

    - введение элементов финансового поощрения добровольных бригад, собирающих несанкционированно складированный мусор и транспортирующих его на полигон ТБО.

    Учитывая то, что в настоящее время вывоз мусора становится нормальным прибыльным делом, необходимо содействовать выходу на этот рынок индивидуальных предпринимателей. За счет этого появится конкуренция и можно ожидать снижения стоимости утилизации отходов. В качестве стартовых площадок для индивидуальных предпринимателей могут быть объекты сбора, накопления и хранения ТБО на специально обустроенных площадках при населенных пунктах, а также организация вывоза ТБО на районный полигон для захоронения.

     В таблице 4 приведен примерный перечень отходов, образование которых возможно на территории сельского поселения.

Таблица 4

№ п/п

Компонент

Процентное содержание, %

1

Бумага, картон

27,5

2

Дерево

5,0

3

Текстиль

5,5

4

Пластмасса

45,5

5

Стекло

2,5

6

Кости

1,5

7

Кожа, резина

1

8

Камни, штукатурка

1

9

Прочее (смет с территорий общего пользования и отходы

от домашних животных)

3,5

10

Отсев (менее 15 мм)

7

    В соответствии со справочником основными составляющими ТБО являются бумага, пищевые отходы, полимерные материалы, стекло, отсев. Следует отметить, что в таблице представлены усредненные данные в целом по году.

    Многолетними наблюдениями установлено, что с течением времени состав ТБО несколько меняется. Увеличивается содержание бумаги, полимерных материалов. После 1993-1995 годов резко возросло содержание пластмассовых упаковочных материалов, в том числе 0,5 – 2-х литровых бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТФ-бутылок)

Отходы 1-2 класса опасности.

     На территории сельского поселения могут быть образованы не только  ТБО или отходы, являющиеся ВМР, но и отходы, хранение которых требует особых условий, например, отходы 1 класса опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы и приборы), которые следует передавать для обезвреживания. С целью недопущения загрязнения отходами 1 класса  окружающей среды администрация МО «Староятчинское» приняла постановление № 17 от 25.05.2016 года «Об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществлении такого сбора на территории МО»

Основные направления работы администрации сельского поселения

                                               

1. Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей правовые и экономические условия деятельности и взаимоотношения участников процесса обращения с отходами на всех стадиях.

2. Определение приоритетов стратегии в развитии системы обращения с отходами, разработка и утверждение Концепции обращения с отходами.

3. Разработка и реализация инвестиционных проектов по обращению с отходами производства и потребления.

            Обобщая вышеизложенное, необходимо сказать, что очистка территорий населенных пунктов является многоаспектной, а решение сложных задач не проводят в одно действие. Выстроить стройную систему, включающую все вопросы очистки территории МО «Староятчинское», обращения с отходами от сбора до переработки, требует определенных затрат для решения задач - экологических, экономических, технологических, законодательных, социальных, научных, информационных и этических.

Рекомендации для поэтапной организации системы селективного сбора ТБО на территории поселения

1. С целью сокращения объемов отходов, подлежащих депонированию на полигоне, а также с целью использования и переработки вторичного сырья в пригодную для использования продукцию, на предприятии необходимо предусмотреть мероприятия по раздельному сбору и вторичной переработке компонентов отходов, вывозимых на полигон:

- проведение с сотрудниками предприятий информационно-разъяснительной работы с целью ознакомления с правилами сбора отходов и вторичных материальных ресурсов;

- заключение договоров на передачу вторичного сырья со специализированными предприятиями, занимающимися переработкой и использованием данных видов отходов.

Система селективного сбора отходов позволит на 30 – 40 % снизить количество отходов, подлежащих вывозу на полигон, рационально использовать вторичные ресурсы.

Финансирование мероприятий по санитарной очистке территории сельского поселения

             Ежегодно в бюджете сельского поселения предусматривать финансирование на благоустройство и санитарную очистку территории муниципального образования.